И представила его оперным ценителям DONASS ОPERA по оригинальной партитуре Рихарда Вагнера на родном языке автора. Так Донецкий национальный академический театр оперы и балета решил встретить 200-летний юбилей выдающегося немецкого композитора-новатора. Ведь именно с Вагнера оперные спектакли приобрели цельную структуру, а не набор отдельных вокальных номеров как ранее. Да и дирижер обратился наконец-то лицом к оркестру также по настоянию маэстро.
Интересно, что нуждающийся композитор продал директору Парижской оперы только либретто произведения, навеянного ему собственными переживаниями от пережитого шторма у берегов Англии. От его композиторского таланта заказчик отказался, мотивируя полной неизвестностью автора.
Но Вагнер написал… И эта опера стала вершиной его музыкального творчества, мистической историей о легендарном Голландце в поисках верности и настоящей жертвенной любви.
Около двух лет театр готовился к этой премьере. Новаторство проявилось повсюду: сценография, костюмы, современные 3Д-технологии. Главное действующее лицо — бушующее море, заливающее сцену с помощью современнейшего видеопроектора. Режиссер Мара Курочка (Германия) намеренно ушла от традиционных декораций, весь драматизм и накал музыки подчеркивается визуальными эффектами, «живыми» картинами. Каждый из 100 актеров на сцене создаёт атмосферу полной реальности происходящего действия, на сцене ничего лишнего, абсолютно никакой «бутафорщины». Костюмы героев созданы по образцам одежды 19 века и только из натуральных материалов.
Премьеру театра 8 декабря 2012 посетили представители культурной общественности Украины, а также Чрезвычайный и Полномочный посол Германии в Украине Кристофер Вайль и генконсул Германии в Донецке Клаус Цилликенс. Да и процесс постановки этого украино-немецкого проекта проходил с участием и вниманием немецкой стороны. Господин Цилликенс ещё в июле 2011 г. торжественно передавая генеральному директору Донецкой оперы Василию Рябенькому и дирижеру Василию Василенко оригинальный нотный материал «Летучего голландца», отметил, что в Донецке не только футбол достиг европейского уровня. Наряду с развивающейся промышленностью, Донецк сейчас является культурной столицей оперного и балетного искусства.
Начинается действо с оживающей свадебной фотографии на занавесе, далее зритель наблюдает за сценой, которую постепенно заполняют тролли-призраки из сна героини, а затем увертюра увлекает слушателя в мир бушующей водной стихии…
Да, это замечательное соединение вагнеровских музыкальных фантазий, волшебного романтического сюжета, исполнительского искусства и необыкновенного видеоряда. Посмотрев мистического «Голландца» с разных мест зрительного зала и в исполнении немецких и украинских солистов, я убедилась: эта постановка – для многократного просмотра. Каждая сцена наполнена массой подтекстов и загадок, которые хочется разгадывать и далее…
Лариса Белозерова