Высший специализированный суд Украины защитил авторские права Ефима Харабета – окончательно и бесповоротно!

Ефим Харабет

Единственный за всю историю Украины спор об авторских правах в сфере медальерного искусства завершен. Напомним, 22 мая в нашей газете была опубликована статья «Попытка стать соавтором произведений медальерного искусства Ефима Харабета пресечена судом». И в этот же день – вот так совпадение! – в Киеве Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел поставил жирную точку – окончательную и бесповоротную – в защите авторских прав заслуженного деятеля искусств Украины, почетного гражданина города Мариуполя Ефима Харабета. Суд своим определением от 22 мая 2013 года отклонил кассационную жалобу художника-гравера Виктора Узбека, попытавшегося после смерти автора медалей присвоить себе соавторство. Определение Высшего специализированного суда Украины обжалованию не подлежит.

Международное законодательство очень просто, доступно и внятно отрегулировало все вопросы, касающиеся авторских прав. Украинский закон несколько сыроват. Тем не менее и в нашей стране факт соавторства должен быть подтвержден волеизъявлением соавторов, выраженным в конкретном договоре, публичном заявлении и т.д. – на момент обнародования произведения. Стать соавтором человека, которого уже нет в живых, и он уже никак не может выразить свое мнение по этому поводу, абсурдно, безнравственно и невозможно ни с точки зрения законодательства, ни с точки зрения элементарной логики. Выдать произведения покойного за свои собственные – это все равно, что его обокрасть. В случае с авторскими правами Ефима Харабета потребовались решения судов трех инстанций – районного, Апелляционного и Высшего специализированного – для того, чтобы доказать, казалось бы, совершенно очевидные вещи.

Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел своим определением от 22 мая отклонил кассационную жалобу Виктора Узбека и оставил без изменений решение Жовтневого районного суда г. Мариуполя от 28 декабря 2012 года и определение Апелляционного суда Донецкой области от 4 марта 2013 года. То есть Виктору Узбеку запрещено опубликование в Украине и других государствах, изданиях, сети Интернет и иным способом произведений медальерного искусства Ефима Харабета из книги «Альбом медалей работы Е. Харабета» и сборника «Каталог авторских работ Е.В. Харабета» без согласия Светланы Харабет, законной наследницы авторских прав.

Самое удивительное в истории этого конфликта, о котором «ПР» подробно рассказывал в своей прошлой публикации, – это позиция, занятая Мариупольской организацией На-ционального союза художников Украины, а затем и самим НСХУ, что вызвало ряд вопросов от наших читателей. Союз поддержал в суде соавторские претензии Узбека на том лишь основании, что тот был гравером некоторых медалей Харабета. Поддержал вопреки нормам закона, согласно которым лица, предоставившие автору техническую помощь, не могут признаваться соавторами произведения. Не вправе гравер, которому автор поручает техническое выполнение медали и контролирует ее соответствие своему творческому замыслу и эскизу, претендовать на соавторство. Точно так же, как, например, печатник или корректор, работая над изданием «Войны и мира», не могут претендовать на соавторство с Толстым.

В прошлой публикации мы не затрагивали эту тему, но она неоднократно поднималась в ходе судебных разбирательств. Рассказывает Светлана Харабет (Отченашенко), народная артистка Украины, почетный гражданин города Мариуполя, вдова Ефима Викторовича: «Главная причина того, что вопреки закону и здравому смыслу Национальный союз художников Украины поддерживал в суде господина Узбека, заключается в подлоге, совершенном еще в 2010 году, когда гравера, достигшего к тому времени возраста 71 года, приняли в члены НСХУ. Как выяснилось в ходе судебного разбирательства, господин Узбек предоставил и был принят в Союз на основе авторских работ Ефима Харабета. То есть был совершен подлог, и именно это преступное свое решение, узаконившее подлог, господа члены правления Мариупольской организации НСХУ так яростно и отстаивали в суде.

Ведали они, что творили, принимая Узбека в члены Союза? Ведали. И свидетелем тому – художник Александр Шпак. Как член ревизионной комиссии он видел документы господина Узбека еще на стадии приема. Он узнал работы Харабета и даже сказал об этом руководящему составу правления, но его попросили помолчать.

В ходе судебного рассмотрения был сделан вначале адвокатский, а потом и судебный запрос в Мариупольскую организацию НСХУ с просьбой предоставить личное дело Виктора Узбека; фотографии авторских работ и протокол, в котором должны быть отражены названия работ. Но ничего этого предоставлено не было. И только на судебное заседание Виктор Узбек пришел со своим личным делом, на прямой вопрос дал прямой ответ: «Да, это работы Харабета, но я считаю, что имею право быть их соавтором…»

Я надеялась, что люди в правлении одумаются. Что над ложно понимаемой ими «честью мундира» восторжествует все-таки здравый смысл, какие-то элементарные нравственные параметры или, по крайней мере, следование закону. К сожалению, всего этого так до сих пор и не произошло».

У Светланы Харабет осталось глубокое сожаление обо всей этой ситуации, разочарование, может быть, какая-то человеческая обида: «Но я не держу зла, не испытываю ненависти, это слишком глубокое чувство; искренне желаю Союзу художников всяческих успехов и процветания. Я очень благодарна художникам Юрию Шевякову и Александру Шпаку, не побоявшимся пойти против течения и выступившим в суде в защиту авторских прав Ефима Харабета. Конечно же, благодарна моему адвокату Геннадию Конышеву и патентному поверенному Владимиру Зайке, без их квалифицированной и абсолютно профессиональной помощи я бы ничего не смогла добиться».

Заслуженный юрист Украины Геннадий Конышев в своем комментарии для «ПР» отметил: «На сегодня спор о соавторстве в сфере медальерного искусства – единственный в Украине. Я думаю, что он стал прецедентом, произошедшим в Мариуполе, и положит начало тому, как в дальнейшем будут решаться споры, связанные с соавторством. Еще на стадии подготовки искового заявления в суд я тщательно изучил материалы судебной практики и нашел чрезвычайно мало судебных решений, связанных с защитой авторских прав кого бы то ни было – писателей, музыкантов, художников и так далее. А коль практика слаба, то, естественно, и законотворчество не развито так, как это должно быть. Эта ситуация и непонимание действующего закона отчасти и подталкивает таких людей, как Узбек, на обращение в суд. Я думаю, что произошедший прецедент станет первой страницей в учебном пособии по разрешению споров о соавторстве».

Копию определения Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел Светлана Харабет предоставит Центру современного искусства имени А.И. Куинджи, в здании которого находится Музей медальерного искусства имени Е.В. Харабета. В настоящее время заключается договор между Центром и ею как наследницей авторских прав. Этот инструмент позволит в дальнейшем регулировать все вопросы, связанные с коллекцией работ Мастера и, надеемся, избежать той чудовищно нелепой ситуации, с которой, собственно, и начался конфликт: когда 5 марта 2011 года в соседнем с Музеем Харабета зале экспонировались его же работы, но под именем Узбека.

А что будет дальше, после того, как в этом конфликте Высший специализированный суд Украины расставил все точки над «і»? Допустим, Виктор Узбек, выполняя определение суда, обратится к Светлане Харабет с просьбой экспонировать работы на очередной выставке, где будет указано: «Автор медали – Е. В. Харабет. Гравер – В. С. Узбек», что ответит народная артистка, разрешит или нет?

Светлана Ивановна честно признается: «Я пока не готова ответить. Но знаю совершенно точно: если бы с самого начала, 5 марта 2011 года господин Узбек так и поступил, указав на своей персональной выставке Харабета как автора медалей, а себя как гравера, то никакого конфликта, и никакого судебного процесса, и никаких моих возражений не было бы. Но после того, что произошло, и самое главное, как произошло, понимаете, я пока не знаю, что ответить, потому что эти два года жизни дались мне довольно тяжело и, мягко говоря, отняли какую-то часть жизненной энергии».

И все-таки победа этой хрупкой и мужественной женщины, отстоявшей в трех судах творческое наследие своего супруга, дает огромный позитивный заряд, очень важный для каждого из наших читателей, даже самых далеких от творческих проблем.

Правда, сама Светлана Ивановна победителем себя не считает: «После определения, вынесенного Высшим специализированным судом Украины, у меня появилось чувство облегчения, мне казалось, что это никогда не закончится. Я бы не назвала это победой, просто это правильно. И я рада, что справедливость в этой жизни, на этом уровне все-таки можно отстоять. Честно говоря, живя долго, иногда теряешь на это надежду; и за эти два года меня посещали всякие мысли. Но сейчас все стало на свои места».

В наше время, не изобилующее основаниями для веры в справедливость, за нее нужно бороться и можно достичь результата. Этот урок нам преподнесли Ефим и Светлана Харабет – единственная в Мариуполе семья, где оба супруга – почетные граждане с выдающимся вкладом в искусство. И не только. Но и в наши представления о преданности, любви, мужестве и чести.

Людмила КУДРИНА. Приазовский рабочий. 15 мая 2020

Добавить комментарий