Про героя Таню

Кормление кошек А давайте, я вам расскажу про героя. Героя, который живет на Донбассе. Том самом Донбассе. Сегодняшнем. В городе-спутнике Донецка – Макеевке. Этот герой каждый день выходит на улицу Макеевки и совершает подвиг. Небольшой. Не такой, конечно, как люди с оружием. И не такой, как люди, которые лечат людей с оружием, после того, как люди с оружием старались поубивать друг друга. И даже не такой, как люди, которые пытаются накормить-одеть-обуть и людей с оружием, и людей без оружия, пострадавших от того, что люди с оружием, в стремлении лучше поубивать друг друга, оставили их без крыши над головой, а иногда и без одежды.
Нет, я расскажу вам о герое, который совершает другой подвиг. Он делает улицу во дворе чистой. Обыкновенную улицу, в обыкновенном дворе, обыкновенной девятиэтажки. Зовут героя Таня. Каждый день я вижу её, наводящую чистоту в доме, где мы снимаем квартиру. Обычным веником. В любое время года. И не только утром, а когда есть мусор.
Дом длинный-длинный. Раньше такие называли «китайская стена». Наша «китайская стена» тянется, изгибаясь, к подножию холма. Этот район его жители называют «нижний Солнечный». На самом деле этот район называется просто «квартал Солнечный». Но жители района разделяют его на «верхний» Солнечный и «нижний». «Верхний» находится как бы на вершине холма. А «нижний» – на его склоне. На «верхнем Солнечном» тоже есть своя «китайская стена». Я часто хожу через её двор, когда иду в ближайший супермаркет. И мне кажется, что во дворе «нашей стены» чище. Может быть это просто оттого, что наш двор убирает Таня. Мне она нравится. У нее простое лицо и светлые глаза. Какого цвета у нее волосы я не знаю, потому что Таня на улице всегда ходит в платке. Она верующая. Из «тихо верующих». Единственный раз она спросила у меня – верую ли я в Бога? Я отшутился, что я зороастриец, поскольку папа – армянин. Больше мы о религии не говорили. Тане 65. Она спокойно сообщила мне ответ на этот, как принято считать, не очень удобный вопрос. Но когда я спросил – где она работала раньше, спросила: «Зачем вам это?». И хотя я придумал изящную подводку, мол, хочу выяснить для себя, что побуждает человека расширять чистоту личного пространства за пределы своей квартиры, я вдруг ляпнул: «Хочу написать про Вас!» Она спокойно ответила: «Не надо». Без этого кокетства, которое присуще многим из нас, в той или иной степени и которое очень часто смотрится нелепо. Особенно, когда тебе далеко не пятнадцать, а ты начинаешь смущенно хихикать: «Не надо меня снимать! Я плохо получаюсь в это время суток!». «Не надо» – просто сказала Таня. Повернулась и ушла к теплотрассе на угол дома. Лечить кошек.
Кошек в нашем дворе много. Очень. Причем, несколько цветовых «диаспор». Их настолько много, что они уже позволили себе «приютить» несколько бродячих собак. Сначала это был один «кабыздох», которого кошачья братия «завела», как мне кажется, с некоторой долей издевки. Смотрите, мол, человеки, на своего друга-доходягу! Но теперь на «подконтрольной территории» живут от 4 до 7 вполне здоровых особей, каждая из которых могла бы задать трепку любому представителю кошачьей диаспоры. А то и нескольким. Но вот живут же. И даже мирно. И едят вместе то, что приносит Таня и жители. Не только нашего дома. Кстати, из-за этого Тане и приходится часто лечить диаспору. Особенно маленьких. Которые норовят съесть все, что можно и нельзя. И залезть, куда не стоит. На днях один такой «малодневный любопытствующий» пробрался в колодец на трассе. А вылезти, разумеется, не смог. У Тани достать его тоже не получилось. И, как назло, ни одного «фулюгана» подросткового возраста поблизости не оказалось, чтоб пролез в люк. Оттуда бы я его с котенком вытащил. Пришлось найти какую-то рогожу, соорудить петлю и, после пары неудачных попыток, путешественник был извлечен, осмотрен, накормлен и отпущен, после чего немедленно отправился в новое путешествие. «Он уже не первый раз так, вечно куда-нибудь заберется»- говорит Таня. «Я тут уже и драбину приладила, он по ней вылазит – убрал кто-то!».
Я был счастлив и горд собой. Как же – я помог герою! Спас юную жизнь! Я тоже почти герой! А Таня тут же кивнула мне на тряпку, лежащую рядом: «Вон, третий уже. Глупые, едят что ни попадя». И развернув, показала мне маленькое черное тельце, точно такое, которое я только что спас…
Я очень хочу снять фильм. Про героя. Он должен называться «Таня: в войне и революции». В этом фильме я хочу показать Таню с обычным веником в руке, которым она наводит чистоту во дворе нашей «китайской стены». Круглый год. И как она кормит «диаспору». И лечит. И, если получится, она расскажет мне, кем она была раньше. Кем хотела стать в детстве. И что она думает обо всём том, что принято называть смыслом жизни. А в перебивку я буду показывать Майдан и войну на Донбассе. Стрельбу и взрывы. Как те, что звучат сейчас. Пока, слава богу, не прямо под окнами. И еще буду показывать «Беркут» и танки. Такие, которые грохочут под окнами нашего дома по несколько раз в день. И опять Таню. Героя. А вы потом мне напишите, что все это сопли: спасенные котята и мертвые котята. И никакой Таня не герой, а просто пожилая тетка, которая живет в этом доме и которую наняли дворником. И что она деньги получает, чтобы убирать двор. И что настоящие герои сражаются или хотя бы помогают тем, кто сражается за что-то правильное, светлое и великое. И если герои не буду сражаться или помогать тем, кто сражается, то нам всем, в том числе и Тане, и её кошкам будет очень плохо. И это, наверное, правда. Просто, мне кажется, что Таня тоже герой. Уж извините.

Карэн Гамбарян

 

Публикация осуществлена в рамках проекта “Гендер Онлайн” при поддержке Фонда содействия демократии Посольства США в Украине.
Взгляды авторов не обязательно совпадают с официальной позицией правительства США
.

0 Replies to “Про героя Таню

Добавить комментарий