Национальный вопрос в монохромные времена

Бывают в истории времена, когда нас просто обязывают сделать выбор. Революции и войны делают мир монохромным, с четкой цветовой дифференциацией противоборствующих сторон. Все разнообразие, многонациональность и мультикультурность общества сводится к единственному вопросу: «Ты за кого?»
Когда исторические процессы ставят общество перед выбором вектора развития, и смена направления движения происходит не путем реформ, а в результате социального взрыва, в очередной раз всплывает афоризм классика марксизма-ленинизма «Кто не с нами, тот против нас».

Украины страна многонациональная. Но 2014 год предоставляет нам всего две варианта национальной самоидентификации – быть украинцем или русским. Национальные меньшинства, как общности, должны были сделать выбор с кем они. Особенно остро этот вопрос встал на Донбассе. Эту часть Украины, где украиноговорящие изначально были в меньшинстве, населяли более 120 национальностей. Детальный анализ роли каждой из них в нынешних событиях – задача для объемного научного труда, а не короткого журналистского материала. Поэтому затрону только две, с которыми меня связывает кровный интерес – армяне и ромы.

Двухцветный триколор
Союз армян Украины (САУ) со времен Евромайдана заявлял о своем нейтралитете. Эта позиция диктовалась положением в Армении, которая сохраняет сейчас свою целостность и существование только благодаря военной поддержке России. Если бы не РФ, Азербайджан и Турция стерли бы эту страну с карты мира. Нейтралитет был официальной позицией диаспоры, но каждый ее представитель для себя решал, с какой стороны баррикад ему стоять. Гагик Агавелян, председатель Донецкой областной общины САУ со своими приверженцами разгонял Евромайдан в Донецке. И был Самвел (Сергей) Нигоян, который стоит в первых рядах Небесной сотни. Менялась ситуация в стране, менялись ее границы, менялась и позиция САУ. Цитата из заявления Союза армян после аннексии Крыма: «Наша позиция касательно политической ситуации в стране и действий, которые были осуществлены на территории Украины, и в частности, Крыма остается неизменна. Армяне Украины глубоко переживают осложнение ситуации в стране, и призывают к поиску мирных решений существующих проблем на основе неукоснительного соблюдения государственных законов и международных правовых актов. Союз армян Украины выступает за территориальную целостность и нерушимость существующих украинских границ. Решение обострившихся противоречий должно осуществляться путем конструктивного внутригосударственного диалога с учетом интересов всех граждан Украины… Мы продолжаем поддерживать украинский народ, не отделяя себя от этнических украинцев и остальных народов, проживающих в Украине!» В то же время эта «единственная организация, объединяющая и представляющая интересы армян проживающих в Украине, которые являются гражданами Украины», осудила действия и заявления организаций-членов Союза армян Украины касательно принятия любых односторонних решений, несогласованных с Союзом армян Украины. Значит, говорить о единстве позиции армянского сообщества Украины значит грешить против реального положения вещей. И в диаспоре очень сильны пророссийские настроения. Никогда не забуду, как в Ереване меня поздравляли после отделения Крыма и искренне не могли понять, почему мы, жители Донбасса, так истово упираемся привалившему счастью. Я четко могу сказать, что среди армян Украины есть русские и украинские.

Роми – геть?
С ромами ситуация другая. Общественные организации и отдельные представители этого, по моему мнению, самого дискриминируемого в Украине национального меньшинства сразу и однозначно приняли европейский выбор. Именно под давлением Запада принимались все антидискриминационные законы. Именно оттуда шла подпитка ромских НГО, финансирование мероприятий по противодействию дискриминации, разрушению стереотипов и прививанию толерантности в обществе. И страна, с переменным успехом, но все-таки реализовывала «Стратегию защиты и интеграции ромов в украинское общество». Ромы однозначно и единодушно считали себя украинцами! Но когда из разбомбленных городов и сел Донбасса хлынула волна ромских переселенцев – таких своеобразных и самобытных, таких вызывающе соответствующих стереотипам – подавляющее большинство населения оказалось не готово на деле доказать свою европейскость. Проблем оказалось множество. И поселение семей в соответствующее их многодетности жилье. И оформление документов и социальных пособий. И трудоустройство. И неприятие, иногда достаточно острое, «местных», которые, как оказалось, не соотносили антидискриминационные лозунги о равенстве прав нацменьшинств с реалиями своей жизни. «Ведь они же будут гадать, мошенничать, побираться и торговать наркотиками!» – вот такой вот стереотип, который лег в основу отторжения ромских переселенцев. Сейчас волна двинулась в обратном направлении. Ромы возвращаются на территорию самопровозглашенные республики. Не потому, что они поддерживают идеи этих образований. Не потому, что им хочется «назад в СССР». А потому, что здесь их дома, здесь их прошлое, здесь все-таки есть их корни. А еще из-за событий на Донбассе была практически сведена на нет проводимая в этом регионе работа по интеграции ромов в общество.
Сейчас украинец/украинка – это определение не национальности, а гражданства. И надо отчетливо понимать, что вышиванка и желто-синяя атрибутика не превратят обывателя в ответственного гражданина, поддерживающего европейские ценности и соблюдающего права человека. Монохромные времена плодят героев и жертвы. Мирная жизнь – разнообразна и многоцветна.

Ирина Гамбарян

Добавить комментарий