«ПАНИКА»: новая премьера Донецкого музыкально-драматического театра

«ПАНИКА»: новая премьера Донецкого музыкально-драматического театра«Спокойствие, только спокойствие!». Этого успокаивающего призыва от веселого и сговорчивого персонажа Карлсона иногда очень не хватает в наше стрессовое и суматошное время. Как иногда не хватает и жизненной мудрости и умения определить главное в жизни – от того же философа, который живет на крыше.

На грани
Донецкий музыкально-драматический театр поставил пьесу «ПАНИКА: мужчины на грани нервного срыва». «ПАНИКА» – история интеллектуальная и развлекательная одновременно. Она о кризисе среднего возраста. Врачи определяют это нарушение, как депрессию, связанную с переоценкой собственного опыта в среднем возрасте. Период, когда юношеские мечты и возможности уже безвозвратно потеряны, или такими кажутся; а приближение собственной старости оценивается как вполне реальное близкое событие.
Современный финский режиссер Мика Мюллюахо был вынужден стать и драматургом. Написал пьесу сам, потому что не нашел в мировом репертуаре истории, созвучной собственным эмоциональным переживаниям. Постановка сразу стала широко известна в Европе. Поднятая тема кризиса личности приобрела живой зрительский отклик и популярность, поэтому режиссер впоследствии дописал еще две пьесы до полной трилогии – «Хаос» и «Гармония».
Их – трое друзей. У каждого из них современные профессии: дизайнер, инженер и тележурналист. В жестком ритме большого города почти не остается времени на нормальное общение. Так получилось, что переоценивая годы, каждый задается вопросом – «прошло полжизни… и кто Я?»
Характеры прописаны достаточно иронично, с хорошим чувством стиля, хотя автор и приправил язык героев нецензурной бранью. Кстати в украинском переводе от Сергея Ципанова обсценной лексики почти в 20 раз меньше, чем в финском оригинальном произведении. Все ситуации живые, весьма узнаваемы, знакомы почти каждому сорокалетнем мужчине.
Чтобы поддержать друга во время семейного кризиса, сначала в ход идут сугубо европейские методы преодоления депрессии, как то: йога, психоанализ, просмотры культовых фильмов Альмодовара. Но процесс «спасения рядового Райана», он же инженер Лео, все равно заканчивается алкогольной вечеринкой с дракой. Правда, по причине философских разногласий. Оказывается, что у каждого из персонажей есть свой «скелет в шкафу» и собственный путь преодоления комплексов.

Нюансы репетиционного периода
Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств Украины Василий Маслий подчеркивает: «Сначала мы подошли к процессу просто, и пару недель работа шла довольно быстро. Но потом стало понятно, что все очень сложно. Пришлось и мне и актерам углубиться, действительно заняться собственным психоанализом. Спектакль рассчитан на умного зрителя. Я взялся за постановку потому, что и сам нахожусь в этом возрасте, меня тоже интересуют мужские проблемы, средства их решения. Автор выписал образы трех разных персонажей настолько ярко, что, даже еще не дочитав пьесу, я уже понимал, кто из актеров будет играть».
Органично вживаясь в образы горячих финских парней, Владимир Быковский, Андрей Ершов и Руслан Слабунов демонстрировали главную проблему современной коммуникации – неумение слушать и слышать друг друга.
Режиссер Василий Маслий признался: «Сначала я думал, что спектакль ориентирован больше на женскую аудиторию. Впрочем, во время премьеры было заметно, что мужчины очень живо и с пониманием дела реагируют на ключевые реплики». Да и сами актеры испытали один из способов выяснения отношений: «Однажды мы пришли с репетиции и каждый с порога заявил своей жене, что любит ее… Реакция была очень бурная, потому что наши любимые женщины сразу решили, что что-то произошло. Понадобилось некоторое время, чтобы их успокоить».

Современная драматургия
Художественный руководитель Донецкого музыкально-драматического театра Наталия Волкова отметила, что украинские репертуарные театры охотно ставят современные пьесы. Зрителю всегда интересно посмотреть со стороны на себя, на похожие жизненные обстоятельства. Поэтому новый 87-й театральный сезон и пополнился спектаклем «ПАНИКА» от Мики Мюллюахо. Возможно позже увидит свет и следующая часть трилогии – «ХАОС, или женщины на грани нервного срыва».
В основных планах театра поиск украинских современных произведений. А их уже немало поставлено в театрах страны. Около десяти пьес украинских авторов ставятся в России. В следующем году Донецк планирует значительное театральное событие – фестиваль современной украинской драматургии. Это поможет сориентироваться в современных художественных ориентирах и постановщикам и зрителям.

Лариса Белозерова. Фото Вячеслава Пащука

Добавить комментарий