Дума «Слепой» к шевченковскому юбилейному году

Спектакль-думу по поэме Т.Шевченко «Слепой» и пьесе М.Кропивницкого «Невольник» представили донецкой публике режиссер-постановщик Игорь Матиив, сценография и костюмы талантливо разработаны Андрем Романченко.

Незабываемое зрелище спектакль подарил зрителю: вокальные, хореографические и батальные номера, проникновенная драматургия.
Балетмейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств Украины Василий Маслий впервые ставил батальные сцены времен Запорожской сечи.
Театр основательно подготовился к работе над национальной премьерой. Консультировал постановку батальных сцен знаток казацкой боевой техники Ярослав Коваль, а с историко-культурными вопросами той эпохи актерам и постановщикам помогал разобраться Михаил Жилин.
Поиск объединяющих Украину героев, национальной идеи, того, что дает возможность молодым гордиться историей. За все это хочется поблагодарить коллектив.
Игорь Матиив в интервью после премьеры отметил, что Шевченко – неудобный для постановки автор, иногда шокирующий. Режиссер заметил, что творческий коллектив не играет в политический театр в этом спектакле. И они ничего не делали, чтобы изменить что-то в работе, притянуть спектакль к сегодняшней ситуации. Как «Слепого» начинали ставить год назад, с такой же концепцией подошли и к премьере. То, что постановка оказалось очень созвучна времени говорит о том, что поэзия Шевченко необычайно актуальна, да и сам он обладал большим даром предвидения.
«Я работал очень тяжело, потому что это было вызовом для всего театра. И у Шевченко и у Кропивницкого действие заканчивается happy-ending. Но мы сделали пьесу иначе. Для меня это первая такая важная постановка… Художественный материал был сложный, и решать задачи надо было современно. Думаю, у нас получилось уйти от шаблона», – поделился Игорь Матиив.
Художественный руководитель театра Наталия Волкова озвучила несколько технических деталей. Сценическая декорация в виде наклонного на 15 градусов станка весит около 4 тонн, во время спектакля её обслуживают 35 человек. Довольно много работы и у звукорежиссера, ведь дума очень музыкальна.
Сценография Андрея Романченко позволила показать историю стильно, лаконичными художественными средствами. Была и бескрайняя украинская степь запорожской вольницы, и «садок біля хати» и кульминация думы «Слепой» – сцена турецкой неволи с томящимися в кайданах невольниками.
Цвета всего спектакля природные, монохромные, как графика Шевченко-художника. От этого всё на сцене выглядит ещё более объемным, значительным.
До слез зрителей довела последняя сцена героя в исполнении Максима Селиванова. Мощная энергия охватила весь зал.
Песня ослепленного козацкого атамана, который и калекой не перестал быть героем, выбирая не тихий уют родной хаты, а нелегкую долю кобзаря-сказителя… С думой про Сечь, про Украину.

Лариса Белозёрова, фото Вячеслава Пашука

Добавить комментарий