Командиру украинских морпехов Волыне и его подчиненным в ДНР грозят пожизненные сроки
В пятницу из подвалов «Азовстали» в Мариуполе вышел и сдался участникам специальной военной операции командир 36-й отдельной бригады морской пехоты ВСУ Сергей Волынский, известный в регионе под позывным и прозвищем Волына. Майор стал уже вторым комбригом морпехов, оказавшимся в плену. Если офицер окажется в дальнейшем под российским следствием и юрисдикцией, его скорее всего обменяют на пленных военнослужащих из России. В ДНР же Волыну, подчиненные которого из минометов обстреливали мирные населенные пункты, могут привлечь к уголовной ответственности за терроризм, что грозит пожизненным сроком.
Волына стал одним почти из 2 тыс. военнослужащих ВСУ, сложивших за последние два дня оружие на «Азовстали». О том, что Волына вышел из «Азовстали» и сдался в плен, сообщил «Первый канал». Вместе с другими военными ему предстоит доследственная проверка, которую в отношении пленных проводят сотрудники Следственного комитета РФ (СКР) и военной контрразведки, а также правоохранители ДНР. Ее цель — выявить лиц, совершавших преступления против мирных граждан.
При этом следует отметить, что 36-я бригада — подразделение, находящееся на особом счету в ВСУ. Дело в том, что сформировали ее только в 2015 году из военных, которые после присоединения Крыма к России решили продолжить службу в украинской армии и на флоте.
Военнослужащие бригады принимали самое активное участие в событиях на Донбассе. В апреле этого года более тысячи из них во главе с комбригом героем Украины полковником Владимиром Баранюком были захвачены в плен. Оставшиеся порядка пятисот морпехов разделились на несколько групп. Часть сбежала из Мариуполя на Украину, остальные, соединившись с бойцами «Азова», ушли в подвалы «Азовстали», попав в окружение, из которого выход был только один — сдача в плен.
По данным источников «Ъ» в силовых структурах, националисты из «Азова», который Генпрокуратура России хочет признать террористической организацией, и морпехи прекратили сопротивление после того, как руководство Украины пообещало освободить их из плена. Солдат, матросов и офицеров, которых перед сдачей на всякий случай переписали представители Красного Креста, планируют обменять на военнослужащих из России, ДНР и ЛНР, захваченных ВСУ.
Однако обмен в данном случае может произойти только после тщательных проверок. Дело в том, что в отношении «азовцев» и морпехов возбужден целый ряд уголовных дел о совершении ими тяжких и особо тяжких преступлений. В СКР, в частности, им вменяют в вину ст. 356 (применение запрещенных средств и методов войны) УК, по которой им грозит до 20 лет заключения. В свою очередь, Генпрокуратура ДНР сообщала, что по фактам обстрелов жилых домов из минометов морпехами, в результате которых были убиты или ранены мирные жители, возбудила несколько уголовных дел по ст. 229 (террористический акт) УК, предусматривающей наказание вплоть до пожизненного срока. По ряду дел непосредственным организатором терактов прокуратурой объявлялся полковник Андрей Гнатов, командовавший бригадой морпехов до специальной военной операции. По остальным исполнителями и заказчиками предполагаемых преступлений выступают неустановленные лица из числа морпехов и их командиров.