1 миллион 213 тысяч переселенцев взято на учет по состоянию на начало апреля 2015 года, – сообщает Министерство социальной политики Украины. По данным ООН, не менее 2 миллионов жителей Донецкой и Луганской областей покинули территорию Донбасса из-за военных действий. Количество проблем переселенцев постоянно растет. Обещанной помощи с трудоустройством и обеспечением жильем со стороны государства до сих пор нет. Единственное, что есть, – это финансовая помощь для покрытия расходов на проживание и оплату жилищно-коммунальных услуг. Но даже эту мизерную поддержку могут получить не все.
Общественные активисты из числа внутренне перемещенных лиц сформулировали ряд конкретных предложений для решения данной комплексной проблемы, которые озвучили на пресс-конференции в Киеве 7 мая 2015 года.
Инициатором мероприятия выступила Коалиция патриотических сил Донбасса (КПСД). Дискуссия была построена на основе данных мониторинга использования бюджетных средств на обеспечение социальных потребностей вынужденно перемещенных лиц (ВПЛ) на территории Луганской области. Исследование проводили эксперты организации «Общественная инициатива Луганщины».
Мониторинг использования средств показал, сколько же, на самом деле, было потрачено на вынужденных переселенцев на территории Луганщины. Исследование затронуло только социальную сферу: обеспечение социальными выплатами, продуктами и гуманитарной помощью; организация эвакуации людей; содержание внутренне перемещенных лиц, предоставление им временного жилья; реализация права на трудоустройство; отслеживание перемен в жизни этих людей.
По последним данным МЧС, Луганская область вышла на первое место по количеству внутренне перемещенных лиц: на момент проведения мониторинга здесь уже были зарегистрированы более 170 тысяч человек. «Если говорить о компенсациях на оплату жилья, – рассказала руководитель организации «Общественная инициатива Луганщины» Татьяна Кириллова, – всего было осуществлено 1670 выплат семьям на сумму 2,5 миллиона гривен». По её словам, в детские садики и школы Луганщины были устроены 1175 детей-переселенцев, однако, фактов дополнительного финансирования на детей их организация не обнаружила. Что касается пенсионеров, то 161 тысяча человек этой категории были вынуждены перевести свои дела на территории Луганской области.
Ситуация с больницами такая же кризисная: не хватает денег для предоставления медицинских услуг для людей, которые там находятся.
Медицинские учреждения и школы в прифронтовых зонах недополучают средства на свою работу
Об этом во время пресс-конференции Коалиции патриотических сил Донбасса заявил директор общественной организации «Развитие локальной демократии» Сергей Карелин.
«Больницы в прифронтовых зонах превратились в госпитали, а количество средств по-прежнему рассчитывается на количество жителей, проживающих в городе до военных действий, – рассказал активист. – Деньги, которые приходят из центрального бюджета по медицинской субвенции, могут потратиться сроком до недели, а остальные три недели всё это происходит на волонтерских началах».
Аналогичный подход, по словам Сергея Карелина, и к потребностям школ: расчет необходимых бюджетных средств ведется по тем данным, которые есть в школах на начало года – потом же «неизвестно, проводился ли перерасчет, и изменялась ли субвенция поформульно». На тех детей, которые учатся как переселенцы, дополнительных средств в 2014 году не выделялось, – подчеркнул спикер.
Переселенцы выживают только за счет волонтерской деятельности общественных организаций
Об этом сообщила руководитель организации «Общественная инициатива Луганщины» Татьяна Кириллова во время пресс-конференции Коалиции патриотических сил Донбасса.
«Наш мониторинг использования бюджетных средств на обеспечение социальных потребностей вынужденно перемещенных лиц (ВПЛ) на территории Луганской области показал: денег ни из государственного, ни из местного бюджетов для помощи не выделялось», – акцентировала Кириллова.
По информации департамента массовых коммуникаций Луганской облгосадминистрации, от ОГА была подана заявка на выделение средств для финансирования 18 объектов коммунального имущества на территории Луганской области (в основном, это общежития), чтобы предоставить их хотя бы временно для проживания переселенцев. В итоге, учреждения не получили деньги – люди не получили жилье.
Эксперт подчеркнула, что ситуация с нарушением прав переселенцев на Донетчине приблизительно такая же, поскольку люди с оккупированной территории в основном уезжали «по месту».
На территории Донецкой и Луганской областей необходимо ввести временное положение о порядке закупок товаров и услуг за государственные средства без тендера
Соответствующее предложение выдвинул во время пресс-конференции Коалиции патриотических сил Донбасса директор общественной организации «Развитие локальной демократии» Сергей Карелин.
«Чтобы это были какие-то договорные устои – возможно, наблюдательные советы», – подчеркнул Сергей Карелин. Суть следующего предложения, адресованного Министерству социальной политики, заключалась в том, чтобы внутренне перемещенные лица обслуживались по принципу «единого окна»: пришли – сразу получили консультацию и все услуги.
Не менее важным руководитель «Развития локальной демократии» считает создание единой базы организаций, которые предоставляют гуманитарную помощь на местах: чтобы помощь доходила до тех, кто в ней действительно остро нуждается.
Для защиты прав переселенцев самым главным является создание координационных советов при органах исполнительной власти и органах местного самоуправления.
Об этом рассказал во время пресс-конференции Коалиции патриотических сил Донбасса правозащитник общественной инициативы «Активная гражданская позиция» Глеб Омельченко:
«Это было бы очень правильно, – подчеркнул правозащитник, – чтобы существовали единые органы, в которых будут представлены именно общественники, которые занимаются вопросами внутренне перемещенных лиц. За основу можно взять уже существующие координационные советы: их довольно много в других сферах».
На законодательном уровне, по словам Глеба Омельченко, нужно внести изменения для обеспечения избирательных прав ВПЛ, так как в обеспечении данного права у нас принят институт прописки.
Необходимо обеспечить и гарантировать полную реализацию прав, предусмотренных Законом Украины «О защите прав и свобод внутренне перемещенных лиц». В частности, самого главного на сегодня права – права на шесть месяцев бесплатного жилья с условием оплаты коммунальных услуг. Данный срок может быть продлен для многодетных семей, инвалидов, людей пожилого возраста. «Однако государством данное положение, к сожалению, не выполняется, – отметил правозащитник. – Мы, конечно, все понимаем, что сложно предоставить жилье такому количеству людей. Но ведь это, во-первых, требование закона, и его нужно выполнять; а во-вторых, условия, сложившиеся в нашем обществе, в нашем государстве, этого требуют».
Из-за отсутствия средств на жизнь порядка 50 тысяч человек вернулись в Донецк и примерно 100 тысяч – в Луганскую область.
Соответствующую статистику озвучили во время пресс-конференции Коалиции патриотических сил Донбасса эксперты «КДУ-риэлти групп».
«На новом месте вынужденного проживания людям не за что жить, а компенсация от государства в размере 884 или 442 гривен не решает вопрос», – считает президент «КДУ-риэлти групп» Елена Маленкова.
В это непростое для страны время нужно создавать комплексные государственные программы для льготного обеспечения людей жильем, не только временным, но и постоянным, – продолжила Елена Маленкова. Бизнеследи уверена, что именно сейчас, запустив программу льготного кредитования, мы совершим мощный рывок для роста экономики. «Представьте себе: 2 миллиона человек готовы строиться и жить в своих квартирах!».
Вместо «псевдосубсидий» и «псевдопомощи» Елена Маленкова со своей группой экспертов предложили иное решение – программу, которая решает сразу две проблемы. Первое предложение – это компенсация собственнику жилья за то, что он принимает на свою квартиру переселенца [ред. прямая помощь – 2500-3000 грн.] Вторая идея – в том, что есть ряд энтузиастов в области, которые готовы предоставить часть своей земли бесплатно, часть – за небольшие деньги для строительства жилья для переселенцев. Всё, что нужно от государства, – программа льготного кредитования.
При этом Елена Маленкова подчеркнула, что категорически нельзя поощрять процесс компактного поселения ВПО (в санатрии, лагеря и т.п.), т.к. там они чаще всего только ждут помощи, не ищут работу и быстро маргинализируются. Люди должны быть социально ориентированы, социально адаптированы (помощь должна даваться только нетрудоспособному населению), и они не должны находиться скученно, – это развивает иждивенческие настроения.
Помимо содействия в получении работы, предоставления временного жилья и льготных кредитов на постоянное жильё, переселенцам также необходимо обеспечить их законное право на землю, предусмотренное Конституцией и Земельным кодексом. Правозащитник общественной инициативы «Активная гражданская позиция» Глеб Омельченко уверен, если бы это право реализовалось, то внутренне перемещенным лицам было бы намного легче адаптироваться в территориальные громады.
***
С целью обеспечения социальной защиты детей представители общественной инициативы «Активная гражданская позиция» предложили принять закон о детях конфликта 2014-2015, потому что дети больше всего пострадали, для них это психологическая травма на всю жизнь. «За основу нового закона можно взять закон о детях Второй мировой войны», – предложил Глеб Омельченко.
В свою очередь начальник Управления организации социальной защиты пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций Сергей Марущенко Министерства социальной политики озвучил журналистам главные цифры, связанные с темой переселенцев.
По его словам, на сегодняшний день структурными подразделениями защиты населения учтено 1 млн. 272 тыс.77 граждан (это 941764 семьи). Более чем 300281 семья получают государственную помощь на проживание и на аренду жилья. Для этой помощи было перечислено 1 млрд. 125 млн. гривен.
Ситуация в Донецкой области выглядит следующим образом: 466 283 человека (или 342 632 семьи) – это внутренне перемещенные лица; общая сумма денежной помощи, направленной на предоставление условий на проживание 53248 семьям – 159,8 млн. грн.
В Луганской области, по данным Сергея Марущенко, внутренне перемещенных лиц – 173 970 человек (или 148 599 семей); денежная помощь была назначена 20555 семьям; общая сумма помощи, перечисленная данным семьям, составила 89,5 млн. грн.
Из последних нововведений Сергей Владимирович отметил недавнее: «5 мая текущего года было принято распоряжение Кабмина №428р, в котором появилось новое понятие – «линия столкновения». И те граждане, которые выезжают из подобных территорий, имеют право получать социальную помощь. Мы ожидаем, что в ближайшее время также будут внесены изменения и в постановление 509, которое регулирует вопрос регистрации внутренне перемещенных лиц, и там будет четко прописано, что граждан, которые выехали из линии столкновения, можно будет ставить на учет в управлениях социальной защиты. Этот вопрос сейчас находится на рассмотрении в Кабинете Министров и в ближайшее время мы ожидаем внесение соответствующих изменений».
Основная задача государства для адаптации внутренне перемещенных лиц на новых местах, считает Сергей Марущенко, это их трудоустройство: «По нашей информации, переселенцы не очень активно обращались в Центры занятости за помощью в трудоустройстве. Но адаптироваться на новом месте люди смогут, в первую очередь, благодаря работе. И центр занятости разрабатывает отдельную программу по трудоустройству ВПЛ». К основным мерам спикер также отнес разработку комплексной программы социальной адаптации и реинтеграции внутренне перемещенных лиц. Данная программа на сегодняшний день пока еще не принята, потому что идет её активное обсуждение и еще поступают предложения. «Она открыта, находится на сайте Министерства социальной политики, и мы принимаем предложения к ней, – пригласил к сотрудничеству Сергей Марущенко.
На сегодняшний день Министерство социальной политики занимает 50% всей программы, которая связана непосредственно с внутренне перемещенными лицами. «Они сделали очень большой прорыв в подготовке документов, в организации приема ВПО и т.д. Но возникает еще ряд проблем, которые связаны с адаптацией, трудоустройством, регистрацией, переездом», – отметила начальник Управления жилищной политики Департамента систем жизнеобеспечения Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минрегион) Светлана Старцева.
Светлана Михайловна считает, что, нам обязательно нужен (по опыту Грузии, Хорватии) отдельный орган, который координировал бы отношения министерств. По вопросу тендерных закупок, который был поднят Сергеем Карелиным, начальник Управления жилищной политики ответила, что Министерство экономического развития отдельного закона принимать не будет. Однако заинтересованный орган может инициировать, подавать на Кабинет министров, согласовывать с тем же министерством (Минфином, Минсоцполитики) отдельные временные правила внесения изменений в законодательство. Что касается предложения о создании координационного совета: «При каждом министерстве уже есть узконаправленные, тематические общественные советы, – сказала Светлана Старцева, – и комплекс проблем, поднятых на пресс-конференции, требует координации всех этих действий. Однако орган, который бы выносил согласованную позицию всех министерств в Кабинет министров, сегодня, к сожалению, не создан».
Сегодня Минрегион проводит постоянный мониторинг ситуации, которая сложилась с разрушенным жильем в зоне АТО, на оккупированной и на украинской территориях. «В пределах достоверности данных такая информация относительна, – отметила Светлана Старцева, – но делается это, чтобы планировать расходы государственного бюджета последующих лет на долгосрочную программу, которая нуждается в финансировании для восстановления или помощи тем разрушенным районам, которые находятся сейчас под юрисдикцией Украины».
Спикер также рассказала, что многие ВПЛ состояли в реестре на получение жилья (льготники).
Теперь прорабатывается и решается вопрос восстановления их в едином реестре людей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Первым этапом помощи было выделение жилья воинам АТО. Следующий блок – это строительство временного, социального удешевленного, жилья.
Светлана Старцева подытожила, что это целый комплекс задач, и «общественные организации здесь могут быть только заявителями проблемы, которую нужно решать на государственном уровне. Но это должен решать один юридический орган, который будет координировать работу между другими министерствами, потому что сегодня нормативно-правовая база каждого из министерств позволяет действовать исключительно в пределах своих полномочий».