Встречай, Европа! «Победа» готовится в путь

Чуть больше, чем через два месяца, этой красавице предстоит отправиться в далекий путь. Именно этому автомобилю, легендарной «Победе М-20», выпала честь преодолеть 2.100 км автопробега по маршруту «Макеевка-Берлин», повторив спустя почти 70 лет путь Шахтерской 383-й дивизии.

Напомним, что этот уникальный проект по увековечиванию подвига наших солдат реализует общественная организация «Гражданская инициатива» при поддержке народного депутата Валерия Омельченко. Иинициатор проекта – президент клуба «Авто Ретро Донбасса» Сергей Пожидаев.
В апреле этого года «Победа» возьмет курс на запад, чтобы 2 мая, в день, когда Шахтерская дивизия в сорок пятом вплотную подошла к своей главной победе, – быть в Берлине.
В мастерской над автомобилем 1948 года выпуска (кстати, у «Победы» тоже юбилей – в этом году ей исполнится 65 лет!) лично «колдует» президент клуба Сергей Пожидаев.
Машина готова к пробегу на 90%. Осталось только немного поработать с колесами и можно в путь, – рассказывает Сергей.
Реставрировали машину специалисты «Авто Ретро Клуба» в течение четырех месяцев. Вложили в нее не только умения, но и душу. Говорят, «Победа», как для 1948 года выпуска, досталась им в отличном состоянии. Авто отреставрировано, но при этом практически все запчасти остались оригинальными. Поменять пришлось только аккумулятор и некоторые мелочи. А еще резину – на старой рисковали не доехать.
Родное все: от двигателя до кузова! Работают даже оригинальные дворники!
На вопрос, хватит ли сил у «Победы» преодолеть такой километраж, Сергей уверенно отвечает:
– У нее имя какое – «Победа»! Конечно, доедет, конечно, победит! Она с 1948 года не устала. Кстати, на ходу была до последнего, пока мы не забрали ее на реставрацию. Двигатель разбирали зря. В отличном состоянии! Машина способна развивать скорость до 120 км в час.
История «Победы М-20» – уже сама по себе легенда. 2 февраля 1943 года под Сталинградом сдалась в плен шестая армия вермахта: 91 тысяча человек во главе с генерал-фельдмаршалом Паулюсом. Стало ясно, что в Великой Отечественной войне наступил перелом, скоро – Победа! Уже на следующий день, 3 февраля, в Москве в наркомате среднего машиностроения прошло совещание, на котором главный конструктор Горьковского автозавода Андрей Липгарт доложил о ходе разработок новых машин и рассказал о перспективных моделях. Среди них значился и легковой ГАЗ-25 с рабочим названием «Родина». Позже – «Победа М-20». Всего, до прекращения производства в 1958 году, было выпущено 235999 машин! И вот теперь одной из них предстоит отправиться в Берлин!
Ретроавтомобилями Сергей Пожидаев всерьез занимается уже более 15 лет. А вообще, говорит, заболел этим увлечением, как только появился на свет. С детства собирал коллекции маленьких машинок.
– Когда уходил в армию, оставил это наследство младшему брату. Когда вернулся, понял, что маленьких машин у меня больше нет. Поэтому решил коллекционировать большие.
В коллекции ретроклуба сегодня несколько десятков уникальных автомобилей. Но, говорит, с таким редким экземпляром, как «Победа» 1948 года выпуска, пришлось встретиться всего дважды в жизни.
Говоря об идеологии этого не знающего аналогов проекта, Сергей Пожидаев отмечает:
– Нас постоянно разделяют: Львов-Донецк, Восток-Запад… Давайте уже перестанем разделяться и начнем объединяться! Кстати, Львовский авто-фан-клуб «ЗАЗ-965» был первым, кто откликнулся на наше предложение поддержать проект.
Готовность примкнуть к пробегу сегодня уже высказали также авторетролюбители из запорожского клуба «Фаэтон», днепропетровского клуба ретроавтомобилей, а также поляки и немцы. Оказывается, даже в Берлине есть ретроклуб «ЗАЗ» и «Москвич»! И еще одна интересная подробность: в Польше, по пути в Берлин, наша «Победа» получит возможность принять участие в выставке ретроавтомобилей.
Еще одна инициатива «Авто Ретро Донбасса» – сделать «Победу» после ее возвращения из Берлина домой «памятником на колесах», передать ее в краеведческий музей и 9 мая, 8 сентября именно на этом авто открывать праздничные парады.
– Наша цель – почтить память ветеранов той великой войны. Есть идея перед пробегом спуститься в одну из шахт Макеевки, набрать угля, отвезти на могилы наших солдат Шахтерской дивизии в Берлине.
В том, что эта акция несет в себе особый смысл, уже ни у кого нет сомнений.  Проект набирает масштабы даже не всеукраинского, а международного. Это наше «спасибо» ветеранам – тем, кто не дожил, и тем, кто еще с нами. Это наш низкий поклон тем, кто отдал свои жизни за то, чтобы 9 мая навсегда стало для нас необычной датой; тем, чьи судьбы навсегда переписала война…
Валерий Омельченко, народный депутат Украины:
– Несколько месяцев назад к нам обратилась инициативная группа клуба “Авто Ретро Донбасса” с идеей осуществить автопробег от Макеевки до Берлина по территории Украины, Польши и Германии маршрутом легендарной 383-й Шахтерской стрелковой дивизии. И я с радостью поддержал этот проект, потому что он уникален и очень важен в масштабах всей Украины. Уходят из жизни ветераны, участвовавшие в Великой Отечественной войне. И нам бы хотелось рассказать будущему поколению, молодежи, об их бесценном подвиге. Это и есть главная цель автопробега.

Добавить комментарий