О войне информационной и жизни мирной

Террикон

Моя старая добрая знакомая «мама Эмма» уже давным-давно израильтянка. Последнее время в переписке с ней у нас появилось невеселая форма приветствия: «Привет! А что у вас сегодня обстреливали?» И поскольку и у нас, на Донбассе, и у них в Израиле, теперь почти всегда «что-то обстреливали», такая форма приветствия, увы, пока остается актуальной.

А тут на днях появилась возможность смотаться в «мирную жизнь». Днепропетровская обладминистрация приглашала журналистов всех мастей на круглый стол с названием «Едина краіна. Громадянська єдність, боротьба з сепаратизмом та окупацією, протидія інформаційної агресії на прикладі Дніпропетровської області». Ирина поехала журналистом от портала donbass.NAME и прочих, а я «фотохвостиком».

Из войны в мир (Макеевка-Ясиноватая-Днепропетровск)

Выехали поездом с небольшой суматохой. С утра оказалось, что электрички и вообще любые поезда через Макеевку теперь не ходят, поэтому до места посадки – Ясиноватой, добирались на маршрутке, через блокпост. По нынешним временам – ерунда, даже документы не проверяли. Посадка и отправление тоже прошли, по нашим временам гладко – ну, подумаешь, полтора часа ожидания на вокзале и 20-ти минутное опоздание с отправлением! Не под обстрелом же ожидалось-отправлялось!

Приехали в Днепр, прям на перроне, при спуске в переход милицейский патруль, (чуть не прослезился при виде), проверка «аусвайс» и беглый досмотр, козыряют, «извините за беспокойство», движемся на вокзал. Думаем – куда поселяться: приехали-то мы вечером, а поселение в готель только с утра! В справочном на вокзале узнали адрес местного центра для переселенцев. Оказалось – совсем рядом. «Почапали» пешком. Минут через 10-15 дошли. Общежитие ТТУ, (трампарк прям во дворе). Наши паспорта фиксируют на вахте и собираются забрать. Зачем? «Чтобы с утра по ним вас работники центра поставили на учет и вдали вам талоны на «гуманитарку» – объясняет вежливый вахтер в камуфляже. А если мы с утра переедем? «Зарегистрировать вас все равно должны! А то мне «втык» будет», – ответ вежливый, но непреклонный. Просим погодить с изъятием паспотов до поселения. Разрешают и передают нас девушке по имени Вика, которая оказывается землячкой из Макеевки, но из района пострадавшего. Она в центре вроде коменданта, на время отсутствия волонтеров, которые работают световой день. Вика здесь и живет, Поскольку дома у неё больше нет.

Провели нас по центру, показали, что и как. Все как в обычной общаге «туалет-налево-умывальник-направо-в конце коридора», но есть новшества в виде пластиковых новых труб, душа – «завтра должны подключить, пока душ на втором», пара вместительных холодильников на кухне – «а это Оля, она вас покормит, вы же с дороги». Есть отказываемся – «нам бы отдохнуть!», и передаем «в общий котел» захваченные из дома пол-литра сметаны и пластиковое ведро с рагу – уезжая, выключали холодильник. Усталость действительно сказывается – ехали до Днепра «огородами», почти 6 часов, вместо положенных трех. Да и сумки не очень легкие, ехали с расчетом, «если ЧТО – оседать «где-нибудь, до лучших времен». Нас поселяют в комнату, на двери которой от руки написано «Бельевая». Три кровати, с матрасами и подушками, детский манеж, стол с телевизором (работает), одежный шкаф (без тремпелей), пара стульев, занавески. «Постельное» нам выдают и мы отправляемся в город. Пройтись без сумок. По пути сообщаем вахтеру на крыльце, что выезжаем утром «к знакомым» и паспорта остаются при нас. Рядом с вахтером курит мужчина. У него красные, воспаленные глаза. Он из Луганска, («Вот… ни дома, ни машины…) Ночью проспект К.Маркса уютно-красив, и при свете фонарей чугунные решетки вдоль трамвайных путей вызывают ассоциации то Одессы, то Львова. Людей так же мало, как в Донецке и Макеевке, но ведь почти полночь понедельника. Зато никакого «бух-баха». Даже в отдалении. И бронетехника по улицам не грохочет. И народ с автоматами по улицам не шляется. Возвращаемся. Ночуем нормально, за исключением того, что открыли окно, (сетка присутствует), а под окнами упомянутый выезд трамваев из депо. Но – желающий спать – спит!

А утром нас ждет умытый ночным дождем Днепропетровск и пятизвездочный «Гранд Отель «Украина» в центре. Поселяемся. Как на меня – обычные нормальные гостиничные условия + шведский стол на завтрак и солярий-сауна «инклюзив». За час до начала выдвигаемся, все по тому же проспекту К.Маркса, который днем не так вечерне-очарователен, сворачиваем через бывший парк летчика-хулигана Чкалова, а ныне им. отставного екатериненского поручика Лазаря Глобы. По пути наблюдаем ярмарку меда. Все так мирно и уютно. Но на промежуточной площадке центральной лестницы наблюдаем нескольких молодых людей в камуфляже играющих в «чехарду». То есть – в армии это сейчас, наверно, как-то иначе называется, когда друг через друга прыгают. Как-то, наверно, мужественно-патриотично. Но если б не камуфляж, подумалось бы – студенты на физкуьтуре или просто в детство впали. На подходе к зданию обладминистрации война вновь напоминает о себе. Проходим мимо самодельной мемориальной стелы с именами и фотографиями погибших за этот безумный год. Фотографии, лампадки, цветы, памятные надписи, стихи. Юноши, мужчины…

На крыльце самого здания обладминистрации стоят два фортепиано. Одно раскрашено в желто-голубой, второе – в красно-черный, с соответствующей символикой, цвета. Проходим в здание.

А круглый ли стол?

Регистрируемся. Красивый большой зал на первом этаже. Камеры, знамена и прочая атрибутика. Нервная дама подскакивает к регистрирующей нас даме: «Почему все сидят по углам?! Скажите, чтобы все садились за круглый стол! Филатов не будет за пустым столом выступать!» Садимся вблизи от табличек. Появляются основные дядечки. Модератор объявляет начало.

Давно я не был на совковых пионерско-комсомольских собраниях. Аж «ностальгнулось». Все как положено: бодрый отчетный тон «какие мы молодцы», призывы «взвейтесь-развейтесь», «если враг не сдается», герои, (привели четрех пацанов в форме, которых выручили из плена), битие себя в грудь: «Донбасс был брошен на откуп! Донбасс был не понят!», девушка, непионерского возраста, с пионерским задором читающая патриотические стихи, рожденные «за время нашего круглого стола»…

Что особенно зацепило.

Зам. головы ОДА Борис Филатов: «Нужно убрать из информационного поля Украины все российские СМИ!» (почти дословно, в родном Мариуполе уже сделано). «Я журналистам сказал: будете писать без согласования с нами – доступ в ОДА закроем!» (не дословно). Руководитель штаба национальной защиты Юрий Береза: «Луганская и Донецкая область заслужили проведение жесткой полицейской операции!» (дословно). В общем, если ты не патриот – то коляку тебе в рот! На вопрос одной журналистки – а где грань между изложением фактов и непатриотизмом – долгая речь о том, что «понимать же надо»! В общем, как сказала потом Ирина – все происходящее почти точь-в-точь соответствовало прессухе г-на Бородая, только там наоборот: убрать не российские, а украинские, (что у нас, в Донецке и было сделано) и без автоматчиков, по обе стороны от спикеров. В общем, как такового «круглого стола», по сути, не было и в помине… Вернее, как раз «в помине» был круглый стол, за которым обычно участники высказываются, спорят и, чем черт не шутит – настаивают на своем мнении, Какое там! «Отчитались-ввели-вывели и по местам»! В смысле, по фуршетам.

Я держался долго. Думал, додержусь до конца. Не додержался. Выдал, что задача журналиста, если он, конечно, таковым себя считает, не пропагандировать-пиарить, а факты излагать. Что прививать людям любовь к Родине с помощью артобстрелов – нефункционально. Что «даунбасяне» знают, что такое эскалатор и самолет, (звучали в зале заявления, дескать – дикари они, темные – в метро ни разу не были), а если даже кто и не был, то это не показатель «правильности» сообщества людей. (Можно подумать – у нас вся страна, от Чопа до Шостки, каждый день на метро ездит! Причем, на личном!..) И что, если остальная страна не хочет слушать Донбасс, так надо было сразу по нам бомбой дать. Нейтронной. И инфраструктуру сохранили бы и от нас, дебилов-темных-неразумных избавились… Ну и прочую благоглупость. Ирина тоже слегка добавила, но, впрочем, не сильно, -«Тут все и так ясно!». «Смикшировали» меня мягко и благополучно перешли на фуршет. Но что-то не очень шло. Может, крепких напитков не было, (мы же в Донбассе все алкоголики-наркоманы!), а может просто… Подошли пара-тройка людей за контактами, кто-то даже руку втихаря пожал. Может, из-за этого и не шел казенный харч. В общем, вышли на воздух, взял пару аккордов на «державно-корректному» фортепиано и пошли по Днепропетровску, со знакомыми общаться…

…Пишется это спустя две недели, в Макеевке. За окном «бухает-бахает». Правда, вдалеке. Ну, то есть как «вдалеке»? В смысле, не во дворе многоэтажки и даже не через дорогу. Так что, не страшно. Пока. Но и не спокойно. Как в Днепропетровске. А может, мы действительно заслужили?

ПыСы. Мама Эмма на днях написала: «Вы хоть понимаете, кто долбит левые или правые? ваши или ихние? Я так даже не понимаю, кто теперь чей!» Что ей было ответить? А я знаю?

Карэн Гамбарян

Добавить комментарий