Речевое развитие детей с ОВЗ

Дети

Образовательная область «Речевое развитие» в адаптированной программе для детей с ОВЗ включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи развития речи для детей с ОВЗ:

• формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического;

• формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога;

• формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников:

Развитие словаря. Воспитание звуковой культуры речи. Формирование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Развитие фонематического слуха. Развитие мелкой моторики руки. Чтение художественной литературы.

Развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

В младшем возрасте для детей с задержкой речевого развития, неговорящих детей, детей с первым уровнем речевого недоразвития цель работы – расширение объема понимания речи, основанное на развитии у детей представления о предметах и явлениях окружающей действительности, понимание ими конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

Побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь.
Научить ребенка слушать речь воспитателя.
Научить выполнять простые поручения по словесной инструкции.
Вызывать речевое подражание, связанное с практической деятельностью детей, с наглядной ситуацией при обязательном эмоциональном контакте.
Накопить и расширить пассивный словарь ребенка.
Используется серия игр: “В гости кукла Катя пришла”, “Уложим куклу Катю спать”, “Умоем куклу Катю”, “Оденем куклу Катю на прогулку” и т.д.

Играя с куклой Катей, закрепляем ситуации, использованные ранее с ребенком в режимных моментах.

Серия игр “Умный пальчик”

Воспитатель просит показать ребенка пальчиком предметы или игрушки. А на картинке с простым сюжетом изображение предметов и игрушек. Например: Где домик? Где машинка? Где солнышко? И т.д.

Серия игр “Поручение”. Постепенное усложнение заданий.

1. Воспитатель просит принести куклу, посадить куклу, положить куклу спать и т.д.

2. Усложнение. Воспитатель просит дать красную машинку или дать большую машинку и т.д.

3. Дальнейшее усложнение. Воспитатель просит положить пирамидку в стол, положить пирамидку на стол, положить мяч в ящик, поставить машинку на стул

В игре используются игрушки или серия картинок с изображением животных. Цель игры: Речевые подражания голосам животных.

Серия игр “Гости идут, подарки несут”

Воспитатель обыгрывает всю сказку, а ребенок помогает, передвигает разные фигурки (собачку, кошечку и т.д.) При формировании лексикона у детей с ТНР следует учитывать такой принцип – многократное повторение нового слова, как показали исследования Ляминой Г.М. со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Еще примеры упражнений по формированию понимания речи

Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает).
Дети показывают эти действия на картинках, выполняют их по просьбе логопеда.
Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки
(матрешку, сказку «Репка», пирамидку).
На столе машинка, собачка, петушок.
Учить узнавать игрушки по их описанию (у него есть хвост, мягкая шерсть, маленькие ушки; у него есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он красный, пластмассовый, у него есть колеса).
Учить понимать простые предлоги, помогающие определить местонахождение предметов. ( Поставь кружку на стол. Убери кубики в коробку. И т.д.)
Учить различать единственное и множественное число существительных. (Покажи, где кубик, а где кубики, собака – собаки, машина – машины и т.д.)
Упражнение «Чем?».
Логопед задает вопрос, ребенок находит подходящую картинку или называет.
Чем мама режет хлеб?
Чем мальчик вытер лицо?
Чем ты ешь суп?
Чем девочка расчесывает волосы? И т.д.
Б) Хорошо использовать рисование предметов с противоположными качествами: воспитатель просит нарисовать длинную дорожку, нарисовать короткую дорожку (при этом ведет руку ребенка с карандашом).

В) На большой тарелке большие ягоды (рисуем большие кружки), на маленькой тарелке маленькие ягоды (рисуем маленькие кружочки).

Рисование предметов помогает ребенку “мышечно” лучше ощутить значения слов и т.д.

Таким образом, для эффективного расширения объема понимания речи, понимания детьми с ОВЗ конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления воспитателю необходимо строить свою работу следующим образом:

Использовать ситуативный подход.
Подходить к достижению цели комплексно.
В работе переходить от простого к сложному.
В играх, игровых ситуациях, на занятиях использовать для создания комфортной обстановки любимые игрушки ребенка.
Повторение подобных жизненных ситуаций в режимных моментах, в игре, на занятиях.
Для закрепления материала использовать в той среде, где происходит ситуация, яркие красочные картинки и изображения с тем же действием, которое совершает ребенок.
Обязательно использовать похвалу как поощрение при занятиях с ребенком на всех этапах обучения.

В более старшем возрасте для детей с ОНР, ЗПР для развития, обогащения словаря можно использовать такой прием как развитие «семантического поля» слова – это комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова. В центре – ядерное слово, вокруг слова-ассоциаты: родственные слова, слова – обозначающие названия действий предметов, слова – обозначающие признаки предметов, слова – синонимы, слова – антонимы, словесные логические задачи.

Например, ядерное слово ЗАЯЦ

Родственные слова: зайчишка, зайчик, заячий, зайчата, зайчиха, зайчонок;

Слова действия – работа по картинкам или вопросам, что делает заяц? – боится, дрожит, мерзнет, бежит, скачет, прячется, запутывает следы, грызет, обгладывает, убегает.

Слова – признаки – работа с опорой на картинки или вопросы – какой заяц? – серый, пушистый, маленький, косой, трусливый, длинноухий, боязливый, пугливый,

Слова – антонимы – скажи наоборот: трусливый заяц –храбрый заяц, старый заяц – молодой заяц, серый заяц – белый заяц;

Слова синонимы – боязливый, пугливый, трусливый;

Словесно-логические задачи: о каком зайчике идет речь в стихотворении

Прыгает как мячик незнакомый зайчик

Зеркальцем взмахну – побежит он по стеклу

И в припрыжку по стене возвращается ко мне

Объяснить значение пословицы – за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Как называют человека, который едет без билета на транспорте. Семантическое поле слова формируется постепенно, сначала дети учатся моделировать небольшое поле, затем его расширяют.

Одновременно с расширением семантического поля, развивается функция словоизменения.

Например, про что можно сказать, подберите подходящее слово.

Заячий – след, хвост, нос

Заячье – лакомство

Заячьи – повадки, уши, глаза, лапы, следы, враги

Заячья – шубка, капуста, трусливость

Таким образом, слово актуализирует цепь ассоциаций, что вызывает множество новых слов, учит строить словосочетания, распространяет простое предложение до сложного на основе словосочетаний.

Воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация).

Как правило, основной причиной нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата.

В младшем дошкольном возрасте целесообразно использовать универсальный комплекс упражнений.

Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3—5 минут. Каждое упражнение проводится в игровой форме и повторяется 5-6 раз.

Например, «Лопаточка» «Иголочка» «Трубочка» «Качели» «Лошадка» «Маляр» «Вкусное варенье» «Автомат»

Выполнение комплекса упражнений способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.

Педагогам дошкольного учреждения следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с воспитанниками (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:

дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажны фигурки;
сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);
дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.
Упражнение «Листочки».
Дети сдувают с ладошек разноцветные листочки.
Развитие плавного, длительного выдоха: подуть на теннисный шарик в тазике с водой; сдувать с ладони перышки, снежинки и т.д.
Упражнение «Забей гол»
Из кубиков на столе построить ворота, стараться закатить в него ватный шарик. При этом вдох глубокий, длительный.
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР- органов.

Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического слуха. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем речи, успешного освоения письма и чтения.

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинать с этого уровня.

Первый уровень

Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

Игра «Шумящие коробочки». Вместе с малышом насыпьте в коробочки или мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка.
Узнать звучание барабана (бубна, дудочки) среди других инструментов.
Лови звук. Педагог демонстрирует несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, барабан. Предлагает детям «поймать» звук колокольчика, хлопнув в ладоши.

Второй уровень

Различение звуков речи по тембру, силе, высоте. Игра «Громко – тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Игра «Поезд» произносить звукоподражание Ту-ту поезд далеко, поезд приближается, поезд прибыл на вокзал и дает гудок

Третий уровень

Различение сходных между собой по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Четвертый уровень

Различение слогов. Игра «похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа» и т.п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.

Пятый уровень

Различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть. Игра «Кто это?». Комарик говорит «ззз», ветер дует «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда услышит заданную фонему.

Шестой уровень

Освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «Л» (…ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)далее упражнения на определение позиции звука в слове, затем определение количества и последовательности звуков в словах.

Формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Поскольку у детей с ТНР, с ЗПР понимание грамматических отношений затруднено и они ориентируются лишь на лексические значения слов, детей учат различать обращение, адресованное одному ребенку и нескольким: сядь-сядьте, хлопай – хлопайте, прыгай – прыгайте и т.п.

Рассматривая вместе с детьми сюжетную картинку, педагог сам проговаривает изображенные на ней действия, а затем учит детей слушать, понимать, дифференцировать вопросы. Ответы детей могут ограничиваться показом.

На первом этапе обучения ребенка может иметь место “односторонний” речевой диалог, когда педагог задает вопрос и сам на него отвечает. Например: “Кто спрятался в волшебном мешочке и мяукает оттуда? Это киска. Киска мяукает – “мяу”. Мы позовем к себе киску в гости: киска, кисонька, мяу-мяу. Кто знает, как мяукает киска?” Необходимо в процессе практической деятельности вызвать у ребенка потребность воспроизводить по подражанию доступные ему слова или хотя бы части слов.

Необходимо подчеркнуть, что на данном этапе работы основными задачами являются не постановка звуков и заучивание слов, правильно произносимых детьми, а накопление пассивного и активного словаря (независимо от произносительных возможностей ребенка), усвоение простейших грамматических форм и употребление вызванных слов в предложениях. Ребенок должен усвоить форму повелительного наклонения 2-го лица единственного числа глаголов, научиться выражать свои желания, просьбы (“Дай кубик”; “На шарик” и т.п.). Дети учатся строить предложения типа: обращение + повеление; обращение + повеление + существительное в винительном падеже. Например: Вова, иди; Тата, на мяч.

Педагог использует такие методические приемы, как просьба что-то дать, взять, положить, передать; задание закончить сказанное педагогом короткое предложение, используя в качестве зрительной опоры статичную картинку, предмет; закончить слово, сохраняя его слоговую структуру. Выученные слова требуют многократного повторения, включения их в состав предложений. Обучение осуществляется с учетом того, как усваивают эти формы дети с нормальным речевым развитием.

Имеющиеся нарушения определяют разный уровень владения речью. Это является основополагающим в проектировании работы по развитию речи для каждого ребенка с ОВЗ.

Воспитание звуковой стороны речи, освоение грамматического строя, развитие связной речи представляет большую сложность для детей с ТНР и ЗПР всех категорий. Например, грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. В норме дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. Для развития связной речи, освоения грамматических форм у детей с ЗПР создаем специальные условия – разработки грамматических схем, разнообразного наглядного дидактического материала, включение предметно-практической деятельности и др.

Имеющиеся нарушения определяют разный уровень владения речью. Это является основополагающим в проектировании работы по развитию речи для каждого ребенка с ОВЗ.

Учитель -логопед Желтышева Н.Н. mortkadsad.ucoz.ru

Добавить комментарий